МКОУ "СОШ №4"
Южно-Сухокумск
  • Социально-психологическая служба

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

    В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.

    Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

    Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

    Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

    Социальный педагог Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

    Взаимодействие внутри службы:

    Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

    Направления работы:

    1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
    2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
    3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для   взаимопонимания в семье, в социуме.
    4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
    5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
    6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.


    В состав Службы входят:

    • Психолого--педагогический консилиум  - осуществляет выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в  гимназии; разрабатывает рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту учащегося; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении;
    • Должностная деятельность   социального педагога;   
    • Должностная деятельность педагога-психолога.

     Задачи психологического сопровождения:

     Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

    • Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
    • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, обучения, профессионального самоопределения, воспитания.

    Коррекционно-развивающая работа с   обучающимися.

    • Разработка и реализация программ, планов проведения коррекционно-развивающих занятий для   обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
    • Организация и совместное осуществление с педагогами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции недостатков психического развития обучающихся, нарушений социализации и адаптации.

     Психологическая диагностика детей и обучающихся..

    • Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение обучающихся, нуждающихся в психологической помощи.
    • Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.
    • Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

    Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

    • Ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования).
    • Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка, детей с ОВЗ, детей находящихся под опекой.
    • Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
    • Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.

    Согласно  федеральному  закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 42 п. 3. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

    профилактику - предупреждение возможных отклонений в поведении и развитии личности обучающихся; 

    психологическое консультирование – оказание  психологической помощи обратившимся   обучающимся в осознании, анализе и решении психологических проблем, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений (в форме индивидуальных и групповых консультаций);

    психологическую диагностику-изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации;

    коррекционную  помощь,   направленную  на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся;

    профессиональную ориентацию - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида внеурочной занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей.

    Педагог-психолог обязуется: не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной консультации, занятия  с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими).

    Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;  если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими;  если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами. 

    О таких ситуациях родители  будут информированы.
    Родители (лица их заменяющие) имеют право: обратится за консультационной помощью,  получать информацию обо всех видах планируемых обследований учащегося,  присутствовать при проведении  индивидуального психологического обследования,   получать  информацию о  результатах  диагностики, проведенных коррекционных мероприятий.

    Родители имеют право отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), оформив  заявление об отказе на имя директора школы.

     В кризисной ситуации можно обратиться:
    Единый общероссийский номер детского телефона доверия (ДТД) - 8 (800) 200-01-22

    Пять принципов ДТД:

    1. Анонимность
    2. Бесплатность
    3. Доступность
    4. Конфиденциальность
    5. Профессионализм


      Памятка по профилактике интернет-зависимости

      Памятка по профилактике школьного буллинга

      Памятка по профилактике распространения деструктивных движений

      Памятка об ответственности несовершеннолетних за участие в несанкционированных публичных мероприятиях

      Последствия участия несовершеннолетних в несанкционированных публичных мероприятиях.

      Памятка об ответственности за участие несовершеннолетних в экстремистской и террористической деятельности

      Памятка 2 об ответственности за участие несовершеннолетних в экстремистской и террористической деятельности

      Памятка 3 об ответственности за участие несовершеннолетних в экстремистской и террористической деятельности

      Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения


      Типовой план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ "СОШ №4" на 2024-2025 уч.год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике